Шаткое положение
Глава 8
Название: Шаткое положение
Автор фанфика: Fang's Fawn
Язык оригинала: Английский
Название фанфика на языке оригинала: Tightrope
Ссылка на оригинал фанфика: www.fanfiction.net/s/5029676/1/Tightrope
Разрешение на перевод: получено
Переводчик: Шиято
Бета: не бечен
Размер: миди
Тип: Джен
Персонажи: Северус С., Гарри П.
Рейтинг: PG-13
Жанр: ангст, драма
Дисклаймер: все персонажи и мир мне не принадлежат.
Саммари: Это продолжение рассказа Fang's Fawn "Под опекой". Вам придется прочитать его для начала, чтобы понять как персонажи пришли к тому, что происходит в этой части.
читать
Джинсы ... футболки ... носки ... "Квиддич с древности до наших дней." ..."Молния" ... палочка ...
Гарри перекладывал вещи из сундука в дорожный рюкзак на кровати. Мальчику было в новинку собираться таким образом. Обычно при переезде ему не приходилось выбирать что взять, что оставить, он просто забирал все свои вещи. Конечно, хотелось остаться у Уизлей подольше, но здорово было собираться таким образом. Как будто он оставлял вещи дома, чтобы вскоре туда вернуться. Это давало ощущение... защищенности, постоянности.
Гарри задумчиво перебрал учебники, потом улыбнулся, повернулся к рюкзаку и застегнул замок, оставив книги в сундуке. Будет у Гермионы повод поворчать, но перерыв он заслужил, с летней домашней работой он уже закончил, оставалась всего неделя до возвращения в школу и продолжения занятий со Снейпом.
К тому же, на следующей неделе у Гарри день рожденья.
Мальчик посмотрел на плащ невидимку. Он нахмурился в задумчивости, поглаживая рукой шелковую материю.
Он пообещал уважать установленные Дамблдором границы, не выходить за наложенные на Нору защитные заклятья, чтобы не беспокоить семью, поэтому в Оттери-Сент-Кэчпоул плащ ему не пригодиться. А в Кривом Переулоке ... там он будет под защитой хочет он того или нет. Гарри недовольно фыркнул, вспомнив последнее письмо Рона, в котором его друг упомянул некое сопровождение во время поездки в следующую пятницу.
Он вздохнул, хотелось бы взять плащ с собой, но... после происшествия у Дурслей, и после попытки шантажа, он также хотел убедиться что плащ в безопасности. Нет места безопаснее Хогвартса.
Гарри положил плащ в сундук, запер его, и отнес рюкзак к двери.
Позже, этой ночью, в сарае для метел, он промолчит, когда Дамблдор посоветует ему держать плащ при себе. Легкий укол вины за непредусмотрительность, он успокоит тем, что не может предугадать пожелания директора, и решит последовать его совету позже, когда вернется в школу.
Гарри посмотрел на часы. До обеда оставалось около получаса. Он уже думал достать "Квиддич с древности до наших дней", но вместо этого растянулся на кровати, сложив руки за голову и свесив ноги, чтобы не запачкать покрывало поношенными кроссовками. Невидящим взглядом мальчик смотрел в высокое окно в каменной стене. Вспомнив, как чуть не потерял плащ-невидимку, он задумался о Снейпе. Невольно его мысли вернулись к утренним событиям.
Наверное он имел полное право сердиться на Снейпа за неожиданное вторжение в свои мысли, и даже - злиться. Честно говоря, сначала Гарри собирался высказать Снейпу всё, но потом ему показалось, что оно того не стоит. Гарри привык к грубому обращению со стороны взрослых, и у него есть более важные проблемы, а именно: пророчество, и что он собирается сказать Рону и Гермионе о том что произошло этим летом (одно дело отболтаться от Хагрида, другое придумать что-то убедительное для Гермионы, чтобы объяснить почему он провел остаток лета в Хогвартсе).
Кроме того, получалось, что Гарри вернул должок Снейпу, за то что подсмотрел его воспоминания в прошлом году.
Нет, на самом деле, его остановило выражение лица Снейпа, когда Гарри рассказал ему о том дне с дядей Верноном... это, и то как зельевар начал что-то говорить и потом передумал.
О чём же Снейп чуть не проболтался?
Гарри вспомнил то занятие окклюменцией в прошлом году, когда предотвратил вторжение в своё сознание, оказавшись в сознании Снейпа. Подросток вызвал в памяти сцену, воспоминание о которой специально избегал: маленький мальчик плачет в углу, пока крупный мужчина с крючковатым носом кричит на сжавшуюся от страха женщину.
Без сомнения тем ребенком был Снейп. Это подтверждалось последующей озлобленностью зельевара (хотя Гарри просто следовал инструкциям).Снейп несомненно считал, что Гарри поделиться увиденным с гриффиндорцами, так же как Гарри боялся, что Снейп расскажет о летних событиях слизеринцам.
Гарри намеренно не вдумывался в произошедшее, потому что не хотел пожалеть Сейпа... и не хотел верить, что ни с кем-то, а со Снейпом, делит похожие воспоминания.
Но на мгновение, Гарри померещилось... узнавание в обычно непроницаемых глазах мага.
Подросток попытался заглушить искру сострадания в своем сердце, и начал мысленный спор с самим собой.
Если он пережил что-то подобное, то понятно почему стал таким придурок.
"Но я ведь тоже пережил что-то подобное, и не стал придурком... так?"
Разве нет? Из-за тебя умер Сириус. Ты подверг опасности своих друзей. Ты заслужил, что имеешь. Ко всему прочему, Дурсли тебе даже не родители.
"Ну, по крайней мере я не занимаюсь Темными Искусствами!"
Нет, но у тебя есть настоящие друзья... у Снейпа их, похоже, нет.
"Как он может кого-то винить, когда так обращался с моей мамой?"
Да, но он просто растерялся. Как бы ты отреагировал, если бы девушке пришлось выручать тебя из такой ситуации?
"Уж точно не стал бы называть ее грязнокровкой!"
Даже если бы сам был полукровкой?
Гарри вздохнул и сменил позу. У него не было ответа на этот вопрос.
Остатки времени перед обедом он провел глядя в окно.
- Легилименция, - прошипел зельевар, направив палочку на Поттера.
Снейп оказался у озера в "зерне" видения Поттера. Он тут же начал простукивать стенки видения всей силой своего разума в поисках слабого места, чтобы не дать подростку времени собраться. Стенки шатались, расплывались как размытая акварель, потом упрочнялись, когда мальчик укреплял их силой воли с пугающей скоростью.
Затем, к удивлению своего учителя, Поттер направил на Снейпа почти непрерывный поток заклятий.
Будучи дуэлянтом с большим опытом, Снейп, быстро блокировал каждое новое заклинание, направленное в него, но сразу понял, что делает Поттер, и был впечатлен. Вынудив Снейпа защищаться от проклатий, мальчик отвлекал соперника от нападения на стены своего "зерна".
После недолгой ожесточенной дуэли, Снейп вышел из видения, и очнулся в комнате "защиты от темных искусств".
Он бегло осмотрел подростка. Гарри раскраснелся, часто дышал, и безуспешно старался скрыть самодовольство.
- В этот раз результат... приемлемый, Поттер, - сдержано признал Снейп, и немного опешил, увидев как студент расцвел от удовольствия, восприняв слова учителя как высшую похвалу.
Чтобы скрыть удивления, Снейп быстро добавил.
- Твоих навыков окклюменции с "зерном" достаточно, чтобы приступить к следующей ступени.
- Окклюменция без "зерна", сэр? - прервал его Поттер, окрыленный успехом он забыл, как Снейп не любит когда его перебивают. Однако, на этот раз, волшебник решил упустить из вида эту оплошность.
- Не совсем, Поттер, - процедил он, позабавленный тем, какую браваду может вызвать у подростка небольшой успех. - Тебе могло показаться, что ты постиг искусство окклюменции "с зерном", но я сомневаюсь что Темный Лорд проявит такт и нападет в открытую. На следующей неделе, после возвращения ... с каникул, я повышу уровень аттак сначала до невербальных, а затем, до неожиданных.
- До неожиданных, сэр? - с тревогой спросил мальчик.
Снейп ухмыльнулся. Чтож Гарри есть о чем беспокоится!
- Конечно, - сказал он мягче. - Вместо запланированных уроков, мы перейдем к... неожиданным нападениям.
У Поттера пересохло в горле.
- А пока, - быстро сменил тему Снейп, - предлагаю тебе почитать о невербальных заклинаниях. Сведения о них есть практически во всех твоих новых книгах, и, наверняка, мисс Грейндер с радостью прочитать тебе лекцию на эту тему.
Мальчик фиркнул, услышав последнюю фразу, а Снейп с трудом сдержал улыбку.
- И конечно же, каждую ночь, перед сном...
- Я буду очищать сознание, сэр, - пообещал мальчик. - Я уже вызываю свое зерно во снах, как вы и сказали, и кошмары прекратились.
- Хорошо, - одобрительно ответил Снейп.
Образовалась неловкая пауза.
- Чтож... уже 9 часов. Полагаю, на этом все, Поттер, - наконец сказал Снейп.
Поттер кивнул.
- Тогда... до следующей недели, сэр. - Он направился к двери, но остановился и обернулся. - Сэр?
Снейп поднял брови, приглашая продолжить.
Мальчик неуверенно помялся.
- Сэр... амм... Я хотел спросить...
Его прервал стук в дверь, которая затем приоткрылась. Дамблдор выглянул из-за двери.
- А, Гарри! Северус? Надеюсь, я не прервал урок? Уже девять...
- Мы как раз закончили, - спокойно ответил Снейп, мысленно проклиная вторжение. Снейп полагал, что Поттер мог сказать что-то интересное. - Поттер... можешь идти. Не забывай про задание на следующую неделю, - закончил он.
Поттер глянул на него, кивнул, повернулся к Дамблдору.
- Сэр! Разве мы отбываем не после одинадцати...
- Ты прав, - жизнерадостно ответил дирректор. - Однако, через несколько часов отбывает один гость, я осмелился предположить, что ты будешь рад поговорить с ним, пока мы с профессором Снейпом кое-что обсудим.
Из корридора донесся голос Римуса Люпина.
- Гарри?
- Римус! - голос подростка сорвался на радостный крик; тяжесть нависавшая над ним последние несколько дней тут же спала, и он побежал к двери. Прежде чем выйти, он обернулся к Снейпу.
- До... следующей недели, Профессор, - смущенно сказал мальчик.
Снейп наклонил голову.
- До следующей недели, Поттер.
Но следующая встреча с Поттером произойдет гораздо позднее, и при других обстоятельствах. Однако, этого Снейпу не дано было знать, иначе он бы удержал мальчика. В неведении зельевар смотрел вслед оживленно болтающему с Люпином Гарри. В душе его зрело чувством, которое не было ревностью, как он надеялся.
Дамблдор закрыл дверь, и Снейп переключил внимание на руководителя.
- Что ж, Северус... как проходят занятия?
- Хорошо, - коротко ответил Снейп. Он пожалел, что нечем занять руки, например проверкой сочинений. Но летом, сочинений не было. Пришлось довольствоваться сидением за столом со сложенными перед собой пальцами.
Дамблдор наложил заглушающие чары на дверь, подошел к окну, глядя на темнеющие земли. Он постоял немного, повернулся к Снейпу, по выражению лица зельевар понял, что сейчас получит задание которому не будет рад.
Директор заговорил, так будто продолжал ранее начатые расспросы.
- Значит, Гарри преуспевает в окклюменции?
- Он продвинулся вперед, - неохотно согласился Снейп (в конце концов, нужно поддерживать репутацию). - Когда мальчик выкладывается, он способен на достижения. Я, к примеру, буду крепче спать, зная, что он крепче спит.
- Отлично сказано, - улыбнулся Дамблдор. - Я рад видеть, Северус, что вы с Гарри нашли какое-то взаимопонимание.
- Наши отношения трудно назвать вазимопониманием, директор, - возразил Снейп.
- Это только начало, - уверенно ответил Дамблдор.
Снейп насторожился.
- Только начало?
- Да. - Дамблдор повернулся лицем к Снейпу. - А теперь мы подошли к новому "проекту", на который я намекал тебе десять дней назад, Северус... Мне бы хотелось назначить тебя наставником Гарри.
Снейп внимательно наблюдал за ним, в любой момент ожидая озорного огонька в глазах. Но взгляд директора остался серьезным.
В мире волшебников, официальное назначение наставником предполагает наложение заклятия похожего на Нерушимую Клятву. Так принято у волшебников, потому что отношения наставника и ученика это нечто большее чем отношения тренера или советника. Наставник становится учителем, доверенным, советником и неофициальным крестным или дядей для своего ученика, скрепляя на всю жизнь отношения сродни родителя и ребенка или старшего брата или сестры с младшим. Отношения, которые нельзя разорвать.
Мало кто знал, что после того как молодой волшебник ушел от Пожирателей Смерти, Дамблдор стал наставником Снейпа. Заклятие произнесла Минерва МакГонагалл. Дамблдор лично предложил ему своё наставничество, а Снейп согласился, хотя до смерти Лили только посмеялся бы над таким предложением.
Это решение далось не легко, ведь ученик остается подчиненным наставника пока смерт не разлучит их. Попытка разорвать отношения заканчивается потерей магической силы разрывающей стороной. Ученик не обязан безоговорочно подчиняться наставнику, но всегда должен принимать советы и наставления с полной серьезностью какими бы нелепыми они не казались. Такие отношения требует полного доверия и доброй воли считаться с мнением старшего, более мудрого, авторитетного человека - именно поэтому волшебнику или волшебнице так важно правильно выбрать наставника или ученика, почти так же важно как выбрать супруга или супругу.
Получив в наставники Дамблдора, Снейпу стало легче дышать. Он никогда не испытывал большей необходимости в руководстве чем после смерти Лили и исчезновения Волан-де-Морта. Дамблдор стал ему таким отцом, каким никогда не был Тобиас. Снейп c облегчением переложил на плечи старика свою ношу. Иногда было не просто (сегодняшняя ситуация служила хорошим примером), но это освобождало Снейпа от принятия решений в одиночку.
Взять же на себя роль наставника, напротив, обозначало взять на себя большую ответственность. Почти как стать неофициальным родителем. Более того, наставник становился неофициальным родителем человека, который уже привыкает думать и действовать независимо, так как волшебнику или волшебнице должно быть не меньше пятнадцати чтобы стать его учеником.
На предложение Дамблдора у Снейпа нашлось столько возражений, что он не знал с чего начать. Кроме огромной личной ответственности, например, нужно принимать во внимание что он слизеринец, а Поттер - гриффиндорец, а успех отношений наставника и ученика часто увеличивается на родстве душ. Великодушие Дамблдора и шок Снейпа после первой войны волшебников сгладили различия, но Снейп - не Дамблдор, а Поттер, не смотря на травму, еще не дошел до ручки.
Не говоря уже о том, что рассматривается кандидатура Поттера! Снейп — наставник сына Джейпса Поттера? Это смешно.
- Альбус, - наконец сказал он, - ты наверно не в себе.
Он ожидал услышать смех, но Дамблдор остался серьезным.
- Уверяю тебя, Северус, я еще никогда не был более вменяем. В конце концов, тебе придется признать, что мальчику нужен наставник.
- Нет, я не могу, - ответил Снейп. - Я бы стал последним в списке кондидатов, если бы выбирал я или Поттер. Положение вещей... Я полагаю, возникающий вопрос настолько очевиден, что мне не нужно его озвучивать?
- Почему я лично не стану наставником Гарри? - спросил Дамблдор. Снейп кивнул. - Ты прекрасно знаешь, что наставнику не рекомендуется иметь более одного ученика.
- Но это возможно и осуществлялось раньше.
- Да, возможно осуществлялось. Но в данном случае... - старик остановился на половине предложения, подошел к скамейке и сел на нее с усталым вздохом. Снейп молча сел напротив.
После долгого молчания, Дамблдор продолжил.
- Я не доверяю себе, Северус. Судьба Гарри и волшебного мира, балансирует на острие ножа. Я делаю всё, чтобы сохранить его жизнь и счастье, но, как видишь, я, как все, способен на ошибки. На самом деле, будучи более мудрым человеком, чем многие, я способен на еще большие ошибки.
Он озорно улыбнулся, и Снейп закатил глаза. Это старая шутка.
- В любом случае, - продолжил Дамблдор с полной серьезностью. - Боюсь, что власти над людьми, для меня, слишком большое искушение. Что до попытке стать наставником Гарри. Он уже любит меня и глубоко уважает. - Продолжил старик задумчиво. - Я боюсь сделать его своим подобием. Он должен расти сам по себе.
Снейп посмотрел на своего наставника.
- Ты слишком строго себя судишь, Альбус, - сказал он мягко.
Дамблдор устало улыбнулся, выпрямился и заговорил оживленней.
- Сложно судить насколько я строг к себе. Тем не менее, я не могу позволить себе привилегию стать наставника Гарри, как бы я этого не хотел. В любом случае, ему нежен не я, а ты.
Смех у Снейпа получился скрипучим от отсутствия практики.
- Я? Ты шутишь, Альбус. Люпин...
- Он хороший человек, - перебил Дамблдор. - И он всегда поддержит Гарри. Но Люпин не подходит на роль наставника. Гарри нужен кто-то постоянный, серьезный, обладающий хорошим самоконтроллем и способностями; ему нужен кто-то, кому безразличен его статус спасителя в волшебном мире, кто поможет ему стать тем, кем ему предстоит стать.
- Я все еще шпион, - напомнил Снейп. Он как будто проходил тест на степень близости к Гарри, и насколько трезво он оценивает ситуацию. Предложение Даблдора уже не казалось таким невообразимым.
- Да, я это учту. - Уступчиво пообещал Дамблдор. - Тем не менее, твои занятия с Гарри пошли на пользу, и я не вижу причины их прерывать. Но нам не обязательно принимать решение прямо сейчас, Северус... Если ты не согласишься, я не буду настаивать, если ты решишь иначе, я не планирую произносить заклятие до начала учебного года. Прошу серьезно обдумать мое предложение и ответить на этой неделе, пока Гарри в отъезде.
Директор встал, и Снейп последовал его примеру.
- Доброго дня, Северус. - Дамблдор пошел к двери, остановился, и обернулся с улыбкой.
- Признаешь ты или нет, но Гарри начал доверять тебе, Северус. Я верю, что он только приобретет от связи с тобой... и тебе эта связь тоже будет полезна.
После этих слов он вышел из комнаты.
Оставшись один, Снейп сел на скамью, тихонько вздохнул и потер глаза костяшками пальцев.
Вдруг со стороны окна раздался тихий щелчок.
Снейп посмотрел на окно. Он не смог разглядеть ничего, что не удивительно, потому что за окном стояла тьма, от стекол отражался свет масляных ламп.
С палочкой в руке Снейп осторожно подошел к окну, в другую руку он взял со стола канделябр.
Тук-тук. Тук-тук тук.
Поводив у окна канделябром, Снейп заметил алое сверкание, как будто два поблескивающих во тьме рубина.
Он открыл окно. Влетела черная как полночь сова с кроваво-красными блестящими глазами. Она взгромоздилась на одну из парт.
Снейп замер и затаил дыхание. Он знал чья это сова.
Он неохотно подошел к птице угрожающего и внушительного вида, протянувшей к нему лапу. Когда Снейп отвязал маленький свиток, она встряхнула крыльями и с шипением и вылетела в окно.
На оборотной строне бумажки не было адреса. Снейп осторожно разверул свиток.
На маленьком кусочке пергамента не было приветствия или подписи. Только одна строка элегантным почерком.
"11 вечера в следующий четверг."
@темы: Гарри Поттер, фанфик, Шаткое положение